Второе Гельветическое Исповедание
Глава XVI. О вере и добрых делах; из вознаграждении и человеческих заслугах
Что такое вера? Христианская вера — это не выбор или человеческое убеждение. Она — в высшей степени твёрдая надежда, очевидное и твёрдое волеизъявление разума и сердца. Она — в наивысшей степени уверенное познание истины Божьей, изложенной в Священном Писании и Апостольском Символе Веры; и тем самым познание самого Бога, величайшего блага, и в особенности Божьих обетований и, наконец, Христа, в котором исполняются все обетования.
Вера — дар Божий. Эта вера — исключительно Божий дар, ибо только Бог по Своей благодати дарует её Своим избранным, согласно Своей собственной мере, тому, кому желает, и в той степени и тогда, когда хочет. Эта благодать приходит по действию Святого Духа посредством проповеди Евангелия и усердной молитвы. Эта вера имеет также и приращение, которое, по словам апостолов, суть дар Божий. Ибо они просят: «[Господь,] умножь в нас веру» (Лк. 17:5). Обо же всём том, что мы уже сказали о вере, до нас учили и апостолы. Ибо Павел говорит: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). И вновь он говорит о том, что все обетования Божьи во Христе — «да» и во Христе — «аминь» (1 Кор. 1:20). И филипийцам он пишет, что им дано веровать во Христа (Фил. 1:29). И опять, Бог уделил каждому меру веры (Рим. 12:3). И ещё: «Не во всех вера» (2 Фес. 3:2) и: «Не все послушались благовествования» (Рим. 10:16). Лука также свидетельствует, говоря: «Уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13:48). Потому и Павел называют веру «верой избранных Божиих» (Тит. 1:1), и ещё: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). И в других местах он часто повелевает людям молиться о [получении] веры.
Эффективная и активная вера. Этот же апостол называют веру эффективной и действующей любовью (Гал. 5:6). Она также успокаивает совесть и открывает свободные доступ к Богу, так что мы можем приближаться к Нему с дерзновением, получая из Его рук всё то, что полезно и необходимо нам [в нашей жизни]. Эта вера поддерживает нас в наших обязанностях по отношению к Богу и нашим ближним, укрепляя наше терпение в бедствиях, формируя и творя истинное исповедание, принося разнообразные добрые плоды и совершая добрые дела.
О добрых делах. Мы учим, что истинные добрые дела вытекают из живой веры через действие Святого Духа и совершаются верующими в согласии с волеизъявлением и правилом Слова Божьего. Так, апостол Пётр говорит: «Прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание» (2 Петр. 1:5,6). И как было сказано выше, закон Божий, то есть Его волеизъявление, предписывает нам образец добрых дел. Апостол говорит: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда,… чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно» (1 Фес. 4:3,6).
Дела человеческого выбора. Те же дела и то богопоклонение, которые выбираются произвольно, не угодны Богу. Св. Павел называет это «самовольным служением» (Кол. 2:23). О таких людях наш Господь говорит в Евангелии: «Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:9). Поэтому мы не одобряем подобные дела. Признаём же мы те дела, которые совершаются по Божьей воле и заповеди; к таковым мы и призываем всех людей.
Цель добрые дел. Эти добрые дела не должно совершать с целью заработать с помощью них вечную жизнь, ибо, по словам апостола, вечная жизнь — это дар Божий (Рим. 6:23). Не должно их совершать и напоказ, что наш Господь отвергает (Мф. 6:1,5,16), и ради прибыли, что также не доставляет Ему удовольствия (Мф. 23:23). Добрые дела следует совершать ради славы Божьей, раскрытия и украшения нашего призвания, выказывания благодарности Богу и блага нашего ближнего. Ибо так говорит наш Господь в Евангелии: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Подобное же утверждает и апостол Павел: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф. 4:1). И ещё: «И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17), «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Фил. 2:4) и «Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны» (Тит. 3:14).
Мы не отрицаем добрых дел. Поэтому, несмотря на то, что вместе с апостолом мы учим об оправдании человека по благодати через веру во Христа, а не благодаря собственным добрым делам (Рим. 3:28), мы, тем не менее, не считаем, что добрые дела малоценны и не порицаем их. Мы знаем, что Бог не сотворил человека и не возродил его через веру для того, чтобы тот был ленивым. Наоборот, он должен творить благие и полезные дела всю свою жизнь. Ибо в Евангелии Господь говорит, что дерево доброе приносит и плоды добрые (Мф. 12:33), и кто пребывает в Нём, тот приносит много плода (Ин. 15:5). Апостол Павел говорит то же самое: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10) и ещё: «Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14). Поэтому мы осуждаем всех тех, кто презирает добрые дела, бормоча, что они, дескать, бесполезны, и что мы не должны обращать на них внимание.
Мы не спасаемся добрыми делами. Тем не менее, как было сказано выше, мы не верим, что спасаемся добрыми делами; они не столь необходимы для спасения, что без них никто бы не спасся. Ибо мы спасены благодатью и милостью одного Христа. Дела по необходимости вытекают из веры. Также неправильно приписывать спасение их наличию, но спасение должно приписывать только благодати. Утверждение апостола в этой связи весьма знаменательно: «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим. 11:6).
Добрые дела угодны Богу. Итак, дела, совершаемые нами по вере, угодны Богу и одобряются Им, ибо совершающие их угодны Богу из-за своей веры во Христа, да и сами дела совершаются по Божьей благодати через действие Святого Духа. Ибо св. Пётр говорит: «Во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:35). Ему вторит Павел: «Мы… не перестаём молиться о вас,… чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом» (Кол. 1:9,10).
Мы учим об истинных, а не о ложных и философских добродетелях. Поэтому мы во всем старанием учим об истинных, а не о ложных и философских добродетелях, воистину добрых делах и подлинных обязанностях христианина. И, насколько это в наших силах, мы прилежно и ревностно прививаем во всех людях любовь к ним, порицая праздность и лицемерие тех, кто восхваляет и исповедует Евангелие своими устами, но бесчестит его своей постыдной жизнью. В последнем случае мы, увещевая, утешая и обличая их, раскрываем им суть Божьих ужасающих угроз и, в то же самое время, Его обильных благословений и щедрых вознаграждений.
Бог вознаграждает за добрые дела. Мы учим, что Бог обильно вознаграждает тех, кто творит добрые дела, как говорит об этом пророк: «Удержи голос твой от рыдания,… ибо есть награда за труд твой» (Иер. 31:16). Господь также говорит в Евангелии: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12) и: «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10:42). Однако же мы не приписываем этого богоданного вознаграждения заслугам того человека, который принимает его, относя это вознаграждение на счёт благости, великодушия и истинности Бога, который обещает и даёт его. И хотя Он не должен никому ничего, Он, тем не менее, обещает, что вознаградит тех, кто верно поклоняется Ему; между тем и это поклонение даётся им по благодати Божьей. Более того, даже добрые дела святых во многом недостойны Бога и в ещё большей степени несовершенны. Но из-за того, что Бог с великодушием принимаем тех, кто совершает добрые дела Христа ради, Он дарует им обещанное вознаграждение. Ибо в противном случае вся наша праведность уподобляется запачканной одежде (Ис. 64:6), а Господь говорит в Евангелии: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).
О заслугах человеческих. Поэтому, хотя мы учим, что Бог вознаграждает наши добрые дела, мы, в то же самое время, вместе с Августином утверждаем, что Бог венчает в нас не наши собственные заслуги, а Свои дары. Соответственно, мы заявляем, что всякая награда, полученная нами, — это тоже благодать. Она даже более благодать, нежели заслуга, ибо добро, нами совершаемое, совершается в большей степени благодаря Богу, нежели нам самим. Так и Павел говорит: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4:7). Вот какой вывод делает из этого стиха блаженный мученик Киприан: «Нам не следует прославлять что-либо в себе, поскольку в нас нет ничего своего». Поэтому мы осуждаем тех, кто защищает заслуги людей в такой степени, что обесценивает благодать Божью.
Этот материал еще не обсуждался.